Как убить волю человека и превратить его мозг в манную кашу

…немецкими падежами!

Все, кто учил немецкий — в школе, в вузе или на курсах — помнят серьёзные лица преподов, когда те в самом начале курса заговаривали о падежах. Если вы начинаете учить английский, то первый урок проходит так воздушно, непринуждённо, с элементарными диалогами и вопросами. Если вы начинаете учить немецкий, то препод просит вас присесть, не торопясь садится сам, заявляет, что сейчас вас ждёт серьёзный разговор и выдерживает паузу. Потом, пока вы нервно ждёте начала разговора, препод снимает очки, дышит на них и спокойно протирает. Затем он их надевает, смотрит на вас, и тут вы понимаете, что всё действительно серьёзно. Препод хочет поговорить с вами и падежах и артиклях немецкого языка… А вы, памятуя о том невообразимом количестве артиклей, которые появляются возле слов каким-то магическим образом, начинаете нервничать ещё больше. Вспоминаете школьные или вузовские тексты, которые вас заставляли переводить. Наверное, у каждого была такая ситуация, когда переводишь текст со словарём и вроде всё уже перевёл, и даже какой-то смыл в этом тексте есть, но не даёт покоя мысль, что ты во всём тексте проигнорировал артикли. Это как если ты разбираешь какую-то технику, потом собираешь и с тревогой замечаешь, что ещё остались какие-то детали, и, надеясь, что и так без них сойдёт, выбрасываешь.

Корпоративный немецкий в компании АКЦЕНТВ общем, к чему веду. Если бы я носил очки, то имел бы больше времени для интриги, которую я тоже создаю словами «нам нужно серьёзно поговорить, прежде чем мы начнём». Совсем недавно у меня появились новые студенты — учим немецкий. Они, как и многие другие, в порыве неистовой мотивации с разбегу начали заучивать слова. Много слов. ОЧЕНЬ МНОГО СЛОВ, Пришлось сказать им тпруууу и притормозить. И вот вчера на последнем занятии состоялся такой разговор. Серьёзность темы понята, материал усвоен, начинаем тренировать. Допустим, студента зовут Аркадий.

Я: Итак, Аркадий, смотрите: предлог mit — всегда с дательным падежом. ВСЕГДА! В это сложно поверить, но исключений правда нет. В дательном падеже у вас может быть только три варианта — dem для мужского и среднего родов, der для женского и den для множественного числа.
Аркадий: Угу.
Я: Например, с женой.
Аркадий: Mit d..mit de…mit Frau.
Я: Было бы всё так просто, я бы не стал вас так волновать в начале урока. Подумайте.
Аркадий: Mit dddd….mit dddddem Frau.
Я: Nein nein nein nein nein!
Аркадий: Уф, ну это ж прям как вышивание, какая ж тонкая работа.
Я: Ювелирная! Продолжайте.
Аркадий начинает анализировать. Проступают первые капли пота на лбу.
Аркадий: Mit der Frau?
Я: Joa! Sehr gut! С братом.
Аркадий: Mit …(морщины лба достигли переносицы, капли пота заставляют запустить руку в карман за салфеткой) mit dem Bruder?
Я: Да, замечательно! А теперь — с друзьями.
Аркадий: Так, это же мужской род..знач..
Я: Да почему же сразу мужской. Там и женский может быть. Друзей-то МНОГО.
Аркадий: Аааааай, ну точно, множественное число! Тогда всё понятно, всё элементарно! Mit den Freunde!
Я: …n!
Аркадий: Что -n?
Я: Mit den FreundeN. Дательный же, там ещё окончание у существительного будет.
Аркадий побледнел. Конечно, он слышал легенды о том, что к некоторым существительным прибавляются ещё какие-то окончания, но он, видимо, полагал, что это всего лишь людская молва. И на тебе…
Мы ещё какое-то время потренировали словосочетания с предлогом mit, после чего я решил разнообразить пытки ещё двумя.
Я: Ещё у нас есть два предлога — in и auf.
Аркадий: Тоже с дательным?
Я: Ну, как вам сказать…они могут быть с дательным, а могут и с винительным.
Аркадий побледнел и выпил воды.
Аркадий: Но как так? А как понять?
Я: Очень просто. Помните, когда мы знакомились с падежами, мы также разбирали падежные вопросы?
Аркадий: Угу.
Я: Напомните, пожалуйста, какие вопросы у нас стоят рядом с дательным падежом?
Аркадий: Где, когда, кому, откуда..
Я: Замечательно. А с винительным?
Аркадий: Кого, что и…почему?
Я: Нет, почему это вопрос не падежа, а философии. Подумайте.
Аркадий: Куда?
Я: Верно, куда! Ручка, например, может лежать — где? — на столе, и тогда у вас будет дательный падеж. А ещё ручку можно положить — куда? — на стол, и тогда уже винительный.
Аркадий молчал. Кажется, можно было даже невооружённым глазом заметить, как работал его мозг. И вот что-то произошло — бледность стала исчезать, глаза заблестели, Аркадий отложил салфетку.
Аркадий: Не может быть!!! Это же прекрасно!
Он пришёл в такой восторг, словно сейчас конец девятнадцатого века, он — физик и сделал какое-то революционное открытие.
Я: А я ж говорил — магия прям! Давайте тренировать.

У нас оставался ещё час работы. Аркадий потерял шесть килограммов веса и весь взмок, пока составлял словосочетания и пытался произнести слова типа Anrufbeantworter. Он наконец понял, почему рядом с существительными женского рода появляется артикль der. Хотелось бы сказать, что у этой истории хэппи энд, но у нас есть ещё один падеж, склонение существительных и прилагательных, несколько времён и целые страницы пятнадцатиметровых слов.

Алексей Федотенков, преподаватель компании АКЦЕНТ

Корпоративный немецкий в компании АКЦЕНТ

Оригинал статьи http://accent-center.ru/ru/articles/articles_122.html

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s