От лепета к целому предложению: как дети овладевают языковыми навыками – шаг за шагом

В большинстве случаев развитие языковых навыков у детей происходит в определенной последовательности. Конечно, возраст, в котором дети преодолевают те или иные языковые трудности, различается в каждом отдельном случае. Языковое развитие каждого ребенка основано на постепенном приобретении определенных способностей.
Когда речь заходит о реализации языковых навыков и умений, можно выделить следующие этапы развития языковых способностей у ребенка:

  • лепет – 6-8 месяцев;
  • одно слово (единословный этап) – 9-18 месяцев;
  • два слова – 18-24 месяцев;
  • этап сокращений (ранний многословный этап) – 24-30 месяцев;
  • поздний многословный этап – 30+ месяцев.

Все эти этапы отражают постепенное накопление лексических и синтаксических знаний у детей. Далее представлено подробное описание каждого этапа развития языковых навыков у ребенка.

От лепета к целому предложению: как дети овладевают языковыми навыками – шаг за шагомДо лепета
Лингвисты отмечают, что при рождении голосовой аппарат младенца отличается от взрослого человека. По мере взросления ребенка голосовой аппарат постепенно меняет свою форму и полностью дублирует голосовой аппарат взрослого.
В течение первых месяцев жизни младенцы произносят звуки, обозначающие чувство дискомфорта или связанные с рефлекторными/нерефлекторными действиями.
К 2-4 месяцам младенцы начинают произносить знакомые звуки, такие как: вздохи, мычание или гуление. Смех появляется только по достижению около 4 месяцев. К этому времени младенцев можно привлекать к участию в голосовой игре, произнося различные звуки.

Лепет
Примерно в семь месяцев начинается этап «обязательного лепета» младенцев. Они произносят звуки, которые делятся ритмически на слогоподобные последовательности речевых артикуляций. Также они произносят обрывчатые и скользящие звуки. При этом шипящие звуки, аффрикативные звуки или плавные звуки используются редко.
На данном этапе младенцы зачастую произносят повторяющиеся последовательности. Также это время голосовой игры, возникающей при взаимодействии с окружающими (родителями, воспитателями и т.д.).
Предположительно, лепет характерен только для человека и является способом для практики речеподобных жестов, что помогает младенцам управлять двигательными системами, участвующими в артикуляции.

От лепета к целому предложению: как дети овладевают языковыми навыками – шаг за шагомОдно слово (единословный этап)
Младенцы в возрасте около десяти месяцев начинают произносить легко узнаваемые слова. Такие слова возникают в контекстах, в которых присутствует наименование – слово «гав» (собака) вы можете услышать в тот момент, когда ребенок смотрит в окно на улицу.
Другой характерной особенностью является то, что дети используют данные слова в ситуациях, которые либо слишком ограничены, либо объемны. Например, слово «бутылка» может относиться только к пластиковым бутылкам, а «собака» может использоваться не только для собак, но также и для коров, ягнят и т.д.
Языковое взаимодействие с родителями (воспитателями) играет ключевую роль в закреплении ранних языковых навыков. Согласно исследованиям быстрое накопление словарного запаса характерно больше для девочек, чем для мальчиков. Со временем же, такие различия между мальчиками и девочками исчезают.

Объединение слов: синтаксис
На втором году жизни дети начинают складывать слова в словосочетания. К 25 месяцу жизни, практически все дети способны составлять словосочетания.
Самые первые многосоставные фрагменты речи обычно состоят из двух морфем. Отсюда и название этапа – «два слова». Однако, вскоре дети начинают составлять более сложные высказывания. Характерной чертой многословного этапа является недостаток большинства грамматических/функциональных морфем – отсюда и возникает «этап сокращений».
Дети начинают использовать грамматические элементы ближе к двум годам. Обычно, это последовательный процесс, в котором сокращения возникают вместе с «взрослыми» формами высказываний. С течением времени предложения становятся длиннее, появляется все больше грамматических элементов в их составе. Постепенно в речи все чаще встречаются многосоставные, сложные предложения.

От лепета к целому предложению: как дети овладевают языковыми навыками – шаг за шагом - корпоративный англйискийЧто происходит в случае морфологических склонений – феномен обратного прогресса
Некоторые склонения имеют правильную форму, некоторые – неправильную (в английском языке: walk/walked и go/went). Поначалу дети используют данные слова в их исходной форме. По мере использования склонений, возникают варианты. По этой причине дети зачастую чрезмерно обобщают правильную форму и создают такие варианты, как «goed» вместо «went». Такая привычка является частью развития грамматических навыков ребенка, но, к сожалению, иногда почти не поддается исправлению.
Приведенные выше этапы наглядно отражают, по какой схеме происходит развитие языковых навыков младенцев первых двух лет жизни.

Автор: редактор компании «АКЦЕНТ» Денискина Елена

Обучающие материалы делового английского и других языков для компаний
 Оригинал статьи http://accent-center.ru/ru/articles/ot-lepeta-k-tselomu-predlozheniyu.html
Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s