Что такое индикатор Майерс-Бриггс или MBTI?

В 20-х годах XX века в свет вышла книга швейцарского психиатра Карла Юнга «Психологические типы». В своей книге Юнг предложил типологию личности, основанных на четырех психологических функциях, помогающих человеку воспринимать мир – мышление, чувства, интуиция и ощущения – а также на двух видах установки – экстраверсии (направленную на восприятие внешнего мира) и интроверсии (направленную внутрь себя). При этом Юнг считал, что не может существовать чистых экстравертов или интровертов, есть лишь определенная склонность к одному из этих установок, и ее определение может помочь психологам при работе с пациентами подбирать наиболее точные методы лечения. Что такое индикатор Майерс-Бриггс или MBTI?
Позже американка Кэтрин Бриггс и ее дочь Изабель Бриггс-Майерс более детально изучили труды Юнга и, проведя дополнительные исследования, значительно расширили его теорию. Предполагалось, что типология Майерс-Бриггс (или как ее называют на английском – MBTI) будет использована в качестве инструмента для выявления личностных предпочтений женщин и их трудоустройства в различные отрасли во время Второй мировой войны. Сегодня же типология MBTI активно используется во всем мире. Многие крупные компании применяют MBTI в том числе для найма сотрудников или формировании команды для работы над той или иной задачей.
В чем же состоит отличие типологии Майерс-Бриггс от оригинальной работы Юнга? Американские исследовательницы вместо двух шкал предложили четыре дихотомии:

  • Ориентация сознания (Экстраверсия/Интроверсия – E/I)
  • Ориентация в ситуации (Ощущение (здравый смысл)/Интуиция – S/N)
  • Основа принятия решений (Мышление/Чувство – T/F)
  • Способ подготовки решений (Суждение/Восприятие – J/P)

Понятия экстраверсия и интроверсия описывают скорее не коммуникабельность человека, а то, на что направлены его энергия и внимание: E – на внешний мир, других людей, взаимодействие с реальными объектами или I – на свой внутренний мир, размышления, переживания.
Ощущение и Интуиция описывают способ ориентирования в ситуации. Люди, склонные к типу S, в первую очередь оценивают ситуацию по имеющимся у них фактам, а также по информации, полученной благодаря своим ощущениям – зрению, слуху, осязанию и т.д. Люди же типа N стремятся строить догадки и теории, у них лучше развито воображение, и они видят всю картину глобально, а не сосредотачиваются на «здесь и сейчас».
Мышление и эмоции описывают довольно известное противопоставление. Люди типа T (Мышление) принимают решения, основываясь на логике, тщательно взвешивая все факты. Такие люди умеют хорошо анализировать, они зачастую более объективны. А люди типа F (Чувства) ставят на первое место человеческие эмоции, причем не только свои, но и чужие. Эти люди умеют эмпатизировать и сопереживать.

индикатор Майерс-Бриггс или MBTI
И наконец, четвертая дихотомия разграничивает типы Суждение (J) и Восприятие (P). Люди типа J предпочитают во всем порядок и стабильность. Они склонны тщательно планировать свои действия, ставить перед собой цель и последовательно трудиться над ее достижением. Сильной стороной людей типа P является многозадачность. Они способны хорошо адаптироваться к новым условиям и не боятся «хаоса» в своей жизни.

"Обучающие материалы для изучения делового английского и других иностранных языков 
для компаний"

Таким образом различные сочетания вышеуказанных типов дает нам 16 типов личности, например, INTF или ENTP.
Несмотря на то, что типология MBTI широко используется в психологии, существует и множество противников этого метода классификации. Основной довод против типологии Майерс-Бриггс состоит в том, что любой человек, в зависимости от ситуации, может проявлять оба полюса дихотомий. Иными словами, несмотря на очевидную склонность людей к одному или другому типу, большинство людей, все-таки, представляют собой смешанный тип, и если брать в расчет наиболее типичные проявления личности и игнорировать менее частотные, то результат получится очень обобщенным и, следовательно, искаженным.

Автор: редактор компании «АКЦЕНТ» Денискина Елена

Оригинал статьи http://accent-center.ru/ru/articles/MBTI.html

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s