Как темперамент влияет на успех в изучении иностранного языка?

Ещё с древности предпринимались попытки определить закономерности психики человека. Например, Гиппократ утверждал, что здоровье человека и его деятельность напрямую связаны с составляющими человеческого организма, а именно, со следующими жидкостями: кровью (sanguis), желчью (chole), черной желчью (melanos chole) и лимфой (phlegma). Такая классификация послужила основой для разделения темперамента личности на несколько типов.

Из психологии нам известно, что темперамент представляет собой набор индивидуальных особенностей психики личности, которые личность проявляет в поведении и жизнедеятельности. Важно отметить, что для темперамента характерна относительная неизменность в течение всей жизни человека.

Иначе говоря, это свойства нервной системы, которые мы унаследовали и которые теперь влияют на скорость нашего мышления, приобретения навыков и получения знаний. Эти свойства определяют психологическую активность, эмоциональность, темп жизни. Они влияют на возможности памяти, восприятие, внимание. Так, одни люди психически уравновешены, спокойны, их действия зачастую медлительны и, как правило, каждый поступок взвешен. Другие же наоборот, гиперактивны, всегда подвижны, оживлены.

Итак, темперамент определяет, как человек осуществляет свою деятельность.

Существуют доказательства того, что свойства психики влияют на способность изучения иностранных языков. От скорости восприятия, способности сосредотачиваться на задании, внимательности, зависит то, как студенты осваивают и практикуют иностранный язык.

Также и другие условия оказывают влияние на способность изучения нового языка. К ним можно отнести целеустремленность и мотивированность студентов. От заинтересованности человека в том или ином виде деятельности, его нацеленности на результат, зависит успешность и скорость выполнения задания, вне зависимости от темперамента личности. Но, поскольку данная статья посвящена именно свойствам темперамента, давайте остановимся и рассмотрим более подробно каждый из типов темперамента в отдельности, а также то, как по-разному проявляются свойства темперамента в зависимости от цели и вида деятельности.

Ученые выделяют четыре ключевых типа темперамента: сангвиник, холерик, меланхолик и флегматик. Рассмотрим, как каждый тип влияет на способность изучения иностранных языков.

Сангвиник

Сангвиника отличает способность быстро приспосабливаться к новым обстоятельствам, продуктивность, активная деятельность в той сфере, к которой он испытывает интерес. Такой человек очень общителен, не испытывает затруднений при налаживании контакта с незнакомыми людьми, стремится получать как можно больше новых впечатлений, от этого даже зависит его самочувствие. Сангвинику лучше не поручать монотонную, требующую внимания и усидчивости, терпения и длительного напряжения, работу. Справиться с ней ему будет очень сложно. Сангвиник находится в постоянном поиске, что, как правило, мешает ему достичь поставленной цели, поскольку он периодически ее сменяет, не решив поставленную задачу и уже взявшись за новую. Такая регулярная смена ориентиров является помехой на пути к достижению результата.

В том, что касается изучения иностранных языков, сангвиник не испытывает никаких затруднений. Этому способствует его общительность, которая является подспорьем в развитии речевых навыков, а также восприятии речи на иностранном языке. Сангвиник обладает высокой скоростью усвоения материала и приобретения знаний, что способствует легкому решению поставленных задач. Среди факторов, которые отдаляют сангвиника от достижения поставленной цели и мешают эффективному изучению иностранного языка, следует отметить поверхностность и постоянное переключение внимания на посторонние дела.

Холерик

Это очень непростой тип темперамента во всех отношениях. Холерик зачастую сам страдает от особенностей своего темперамента, таких как: неуравновешенность, вспыльчивость, раздражительность, неспособность быть внимательным и терпеливым собеседником. Он оказывается во власти своего темперамента и не может держать ситуацию под контролем, особенно при различных эмоциональных потрясениях. Тем не менее, если деятельность вызовет интерес в холерике, он способен проявить энергичность, взять инициативу в свои руки и достичь поставленной цели.

Многие отмечают такую особенность холериков, как умение схватывать все на лету. По натуре холерик – экстраверт, поэтому всегда рад новым контактам, легко сходится с людьми, не испытывает страха и робости в случае языкового барьера. Обладая хорошей вербальной памятью и скоростью реакции, холерик легко осваивает иностранный язык. А вот эмоциональная неустойчивость и неусидчивость оказывается негативными факторами, препятствующими успешному изучению языка.

Меланхолик

Меланхолика отличает застенчивость, боязнь ошибиться, нерешительность, некоторая робость. Речь его, как правило, тихая и сдержанная, про них говорят иногда: «слова клещами не вытянешь». В эмоциональном плане меланхолик очень раним, практически всегда находится в состоянии тревоги, страха (кроме своей зоны комфорта), обычно преувеличивает и переоценивает масштаб угрозы, отчего сам, в первую очередь и страдает. Меланхолики, как правило, по натуре интроверты. Эмоциональные потрясения способны «выбить» меланхоликов из привычного течения жизни и вызвать в них продолжительное состояние растерянности, при котором «опускаются руки».

Среди трудностей, с которыми сталкивается меланхолик при изучении иностранного языка, следует отметить неумение с легкостью вступать в вербальный контакт из-за повышенной тревожности. Как результат, эффективность изучения языка и скорость усвоения речи гораздо ниже, чем у обладателей другими типами темперамента. Но, если меланхолик окажется в комфортной для себя среде, где не будет испытывать страха и угрозы со стороны окружения, он способен проявить себя как интересный, рассудительный и вдумчивый собеседник. Меланхолик не испытывает необходимости в коллективе, поэтому зачастую изучает иностранный язык индивидуально. Такая способность, несомненно, является достоинством, которым не обладают ни холерик, ни сангвиник.

Флегматик

Флегматика можно узнать по таким отличительным чертам, как медлительность, спокойствие в речи, сдержанность в действиях и мимике, способность долго, настойчиво, терпеливо, упорно трудиться над решением одной и той же задачи, с достоинством перенося все испытания. Флегматик не станет тратить время на пустые разговоры, не будет отнимать ваше время, если только не возникнет острая в том необходимость, его редко можно вывести из себя, он эффективно строит свой график и всегда рассчитывает свои силы и возможности. Также сильной стороной флегматика является способность доводить начатое дело до конца.

Являясь, как и меланхолик, интровертом, флегматик не обладает высокопродуктивной речевой памятью, в связи с чем, зачастую, испытывает сложности с разговорной речью. Однако особенностью, которая его отличает от сангвиника и холерика, является умение заниматься методичной работой, которая требует усидчивости, терпения, выдержки, при этом не испытывая утомления от нее.

Несмотря на приведенную выше классификацию, которая в жизни часто находит подтверждение, невозможно определить точно, к какому типу темперамента относится отдельная личность. Можно лишь указать на преобладающие свойства и их сочетания, которые определяют поведение того или иного человека.

Изучение иностранных языков требует усердия, терпения, систематической, постоянной работы. Очень важно иметь мотивацию, четко поставленную цель, тогда затрачиваемая энергия и силы будут способствовать успеху. Для повышения продуктивности занятий не следует упускать из виду и особенности темперамента студентов. Не бывает плохого или хорошего типа темперамента, у всех нас есть сильные и слабые стороны, которые нужно учитывать и грамотно использовать для получения результата. В этой связи перед преподавателем встает очень важная задача по направлению достоинств учащихся в нужное русло и нейтрализации их недостатков и отрицательных проявлений.

Очень часто различия в темпераменте упускают из вида и не учитывают в учебном процессе, стараясь подстроить всех под один стиль работы и ставя за образец определенный стереотип. А в результате, неспособность большинства учащихся соответствовать данному образцу приводит их в отчаяние и имеет отрицательные последствия. Помните, что не существует одинаковых людей, каждый из нас уникален по-своему, и именно в наших индивидуальных особенностях заключены основы будущего успеха.

htmlconvd-s3dS3F151x1

Юлия, преподаватель Центра иностранных языков АКЦЕНТ.

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s