Как учить слова?

Наверняка все, кто изучал и изучает иностранные языки, сталкивались с полным исчезновением слов из памяти через какое-то время — или с неспособностью вспомнить их в нужный момент. Что с этим делать? 

Совсем простого ответа на этот вопрос не существует — иначе не было бы необходимости в различных техниках, курсах, книгах для изучающих и преподавателей и прочем. Но мы попробуем разобраться.

Выделяют разные виды памяти:

  • Мгновенную — это непосредственное отражение образа информации, воспринятого органами чувств, её длительность — от 0,1 до 0,5 секунды;
  • Кратковременную — в ней обобщенный образ воспринятого, самые существенные его моменты, хранится до 20 секунд. Её объём примерно равен 5-9 единицам информации;
  • В оперативной памяти в течение заранее определённого срока хранится информация, необходимая для выполнения какого-либо действия — эта память может функционировать до нескольких дней;
  • Долговременная память сохраняет информацию практически навсегда с возможностью её воспроизведения (иногда, однако, этот второй пункт оказывается неверным). На  практике на неё оказывает влияние мышление и волевые усилия человека.

Вопрос в том, как перевести информацию — в нашем случае — слова и выражения – из кратковременной памяти в долговременную. Рассмотрим  полученные в результате исследований данные о тех действиях, которые способны улучшить запоминание слов и фраз:

  • Повторение — проверенный временем способ запоминания нового материала, пока он всё ещё находится в кратковременной памяти. Тем не менее, стоит отметить, что само по себе бесконечное повторение без попыток организации и классификации информации имеет ограниченную эффективность. Добавим также, что повторение количества «встреч» с изучаемой информацией также играет большую роль – по подсчётам учёных, для того чтобы слово запомнилось в процессе чтение, оно должно попасться на глаза читающему не менее семи раз;
  • Извлечение — ещё один вид повторения, критичный для оседания лексики в памяти – эффект практики «извлечения» материала из хранилищ памяти. Необходимость использования слов, например, в письменных предложениях отлично способствует лучшему их запоминанию;
  • Распределение по времени — лучше распределять повторение материала по времени, чем работать сразу с большим его количеством. То есть, сначала лучше изучить несколько слов, затем протестировать их запоминание, затем изучить ещё несколько и вновь проверить себя и так далее – и вернуться к этой же лексике через пару дней, затем через неделю и т.д.;
  • Скорость — каждому следует работать в своём темпе, организуя процесс запоминания материала в соответствии со своими предрасположенностями;
  • Использование — если не использовать выученную лексику, она со временем  забудется, как бы ни хотелось иного – потому необходимо практиковать и лучше — каким-нибудь интересным способом (составляя предложения на важные для себя темы, читая интересные тексты и т.п.);
  • Познавательная глубина — чем больше решений вы принимаете  относительно слова и чем большей глубины знакомства с ним они требуют, тем это лучше для его запоминания. Например, к изучаемой лексике можно подобрать рифму, затем определить часть речи, к которой будет верно её отнести и, в конце концов, употребить её в каком-либо предложении;
  • Личная организация — собственные суждения о лексике приносят наилучшие результаты; чтение предложений с новыми словами вслух более персонализированно, чем чтение про себя – и работает лучше, но составление собственных предложений (вновь об этом!) — ещё более личный опыт и ещё более эффективно;
  • Привязывание образов — сопоставление слов с яркими образами в своём воображении — мощный инструмент для улучшения их запоминаемости — и это работает даже с абстрактными понятиями;
  • Мнемотехники — приёмы для извлечения из памяти той информации, которая там уже хранится, но ещё с трудом воспроизводится, как «жи-ши пиши с буквой «и»» для первоклассников;
  • Мотивация — просто желание выучить слова ничему не поможет, конечно же, но может способствовать увеличению времени занятий, что затем скажется положительно. Но если мотивации нет, большое количество решений, принятых относительно слов, всё равно помогает их запоминанию;
  • Внимание — улучшить словарный запас во сне, слушая какие-либо записи, к сожалению, не получится – необходима внимательная и осознанная работа;
  • Эмоциональная глубина — не только интерес к теме, по которой изучается лексика, но и отношение к звучанию и написанию слов могут способствовать созданию более прочных связей и более успешному запоминанию. Потому, если материал вызывает у вас эмоциональную реакцию, обратите на это внимание 🙂

На этом мы закончим этот краткий обзор; в наших следующих статьях мы продолжим рассмотрение способов изучения слов, а перечисленные здесь методы раскроем подробнее и с разных сторон.

В подготовке статьи использовались материалы из книги Скотта Торнберри How to teach vocabulary и сайта А. Я. Психология.

Реклама

One thought on “Как учить слова?

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s